Лекция «Терроризм – угроза государству и обществу. Государственная политика противодействия терроризму на современном этапе»

Создано: 11.10.2021, обновлено: 11.10.2021

Терроризм, а также его последствия являются одной из проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление, в той или иной степени, касается как развитых обществ, так и государств, преодолевающих этап своего реформирования или развития.

Реальностью настоящего времени является факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами могут стать любая страна, любой человек. За последнее время людские  и материальные в связи с террористическими актами зафиксированы в Израиле, Египте, России, Пакистане, США, Индии, Турции, Иране и Ираке, др. странах.

Эскалация терроризма в современной России и в ближнем зарубежье, во многом ставшая следствием распада СССР и последовавшего за этим глубокого системного кризиса в обществе, заставило общество и государство по-другому оценить этот сравнительно новый вид угроз, создать адекватную сложившейся обстановки нормативно-правовую базу, мобилизовать себя на эффективное противодействие этой опасности.

Рассмотреть нормативно-правовые основы противодействия терроризму, его организацию, вопросы участия должностных лиц ГО и РСЧС в осуществлении мероприятий по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма  — задача предлагаемой лекции.

 

Первый учебный вопрос:   

Терроризм – угроза государству и обществу. Нормативно-правовые  основы противодействия терроризму

 

Понятие «терроризм» происходит от латинского слова «terror» – страх, ужас.

Суть терроризма как явления общественной жизни состоит в использовании теми или  иными силами страха для достижения определенных политических или  социальных целей;  устрашение своих политических противников является необходимым элементом любой террористической акции.

Исторически корни этого явления уходят  в древность, но термин «терроризм» стал впервые применяться во времена  Французской буржуазной революции. Особенно пышно террор расцвел во второй половине XIX века на основе анархистских и националистических взглядов, его жертвами стали императоры Фридрих Вильгельм и Александр II.

Однако  в ту пору террор не носил массового характера. Только в 80-90е годы XX века терроризм стал явлением мирового масштаба, что объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.

И в России еще в начале 80-х годов прошлого столетия терроризм воспринимался как довольно редкое явление, но уже в 90-х годах наша страна оказалась на гребне террористической волны. Так, если в 1993г. было совершено 164 теракта, то в 1997г. – 1312.

Почему именно в 90-е годы?

Пореформенные изменения, произошедшие в жизни нашего общества в 1990-2000 гг., привели к развитию кризиса государственно-правовой системы и идеологии. Как правило, в такие периоды в обществе появляются люди, настроенные оппозиционно к власти. Кроме того появились социально-экономические факторы, подталкивающие людей к совершению теракта или участию в нем: бедность, нищета, безработица, безысходность, утрата определенными слоями и группами традиционного места в социальной структуре, падения уровня их доходов, приведшие к резкому изменению их жизни.

Любой террористический акт несет в себе политический заряд, т.к. насилие в форме терроризма выступает инструментом сохранения либо, наоборот, изменения проводимой в стране политики. Вследствие этого терроризм следует рассматривать как социально-политическое явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Терроризм в любых его формах приобретает  в современных условиях политическое звучание, потому что он:

во-первых, подрывает систему государственной власти, снижает эффективность управления обществом;

во-вторых, ослабляет государственные и общественные структуры, криминализирует общество, следовательно, усиливается влияние экстремистских, антиконституционных сил, рвущихся к власти;

в-третьих, терроризм оказывает негативное морально-психологическое  воздействие на население, вызывая хаос, беспорядки, ожесточенность людей, что в итоге используется определенными силами в политических целях.

Одной из особенностей современного терроризма является качественное усиление его разрушительного потенциала. Выражается это не только в значительном увеличении числа непосредственных жертв теракта, масштабов материального ущерба, но в резком возрастании уровня вооруженности терроризма, обусловленном научно-техническим прогрессом.

Терроризм сегодня – это достаточно подготовленные силы, оснащенные на самом высоком техническом уровне, стремящиеся использовать в своих преступных целях новейшие научно-технические достижения. Особую опасность представляют компоненты оружия массового поражения. В настоящее время компоненты ядерного, химического и биологического оружия террористам стали более доступны, чем это было несколько лет назад.

Применение террористами компонентов химического и биологического оружия вполне вероятно, т.к. получение высокотоксичных химических соединений и биологически опасных агентов в настоящее время не является для террористов неразрешимой  задачей. Примером может служить террористический акт в Токийском метро в 1995г., который осуществила секта «АУМ Синрикё», сумевшая из приобретенных исходных компонентов произвести отравляющее вещество зарин и применить его против граждан.

Возможно применение и отравляющих веществ зоман, иприт, люизит, а также некоторых АХОВ – хлора, аммиака и др.

Предметом возрастающей обеспокоенности мирового сообщества сейчас является биологический терроризм. С одной стороны, потому, что изменились его роль и место в системе глобальных угроз, с другой – бурно развивается биологические науки, что расширяет круг тех «критических технологий», которые могут быть использованы террористическими организациями и тоталитарными режимами.

В качестве биологически опасных агентов могут быть использованы токсичные гербициды, инсектициды, возбудители таких опасных инфекций, как сибирская язва, натуральная оспа, туляремия, природные токсины – рицин, ботулотоксин. Кроме этого  возможно применение генетически модифицированных возбудителей заболеваний, оказывающих избирательное воздействие на людей – носителей определенных признаков (расы, пола, возраста, национальности).

Использование террористами высокообогащенных радиоактивных веществ, являющихся компонентом ядерного оружия, маловероятно по причине их труднодоступности. Реальнее осуществление терактов при перевозке отработанного ядерного топлива, а также применение неядерных  электромагнитных излучателей, которые, генерируя импульсы, выводят из строя различные электронные средства.

Таким образом, признание государством терроризма как реально существующей угрозы, адекватная оценка всех его проявлений привели не только к необходимости отразить его в концепции национальной безопасности России (1997/2000гг.), но и сформировать нормативно-правовую базу  противодействия этой угрозе.

Крупным шагом в противодействии терроризму стало принятие в 1998 году Федерального закона №130 «О борьбе с терроризмом», сыгравшим важную роль как в мобилизации всех слове общества, так и становлении практической деятельности структур, обеспечивающих борьбу с терроризмом, органов и организаций, участвующих в проведении соответствующих мероприятий. Впоследствии, в связи с изменением в мире оценки угроз, содержания и тактики противодействия терроризму, взглядов на содержание этого противодействия, возрастания ответственности за принятие решений в этой сфере, был принят Федеральный закон №35 «о противодействии терроризму» (26.02.2006г.), издан Указ  Президента РФ «О мерах  по противодействию терроризму», другие нормативно-правовые акты, направленные на совершенствование управления в этой сфере.

Сформировавшаяся   таким образом с учетом принципов и норм международного права* правовая база противодействия терроризму включает в себя  Конституцию РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму» и др. федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты  Правительства РФ, а также принимаемые  в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Федеральный закон «О противодействии  терроризму» (№35-ФЗ,  6.03.2006г.) устанавливает основные принципы противодействия терроризму (в их числе такие, как  законность, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, приоритет мер предупреждения терроризма, недопустимость политических уступок террористам, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности), правовые и организационные основы противодействия, а также применение Вооруженных сил  РФ в борьбе с терроризмом.

Закон дает определение основным понятиям в рассматриваемой области. Так, изменилось определение самого понятия «терроризм». Закон трактует его как «идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористическая деятельность определяется как деятельность, включающая в себя

а)  организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б)    подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г)    вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д)   информационное  или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е)   пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информа-ции, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих  или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Последняя позиция, вытекающая из определения терроризма, обращает на себя особое внимание.

 

Террористический акт  (в прежнем законе было применено слово «акция»)  — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Принципиальное значение для понимания слагаемых противодействия терроризму имеет даваемое Законом разъяснение. Во-первых, он относит такую деятельность к компетенции  органов государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, указывает направления этой деятельности:

а)  предупреждение терроризма, в т.ч. по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению терактов (профилактика терроризма);

б)  выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование теракта (борьба с терроризмом);

в)  минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Такое  определение содержания противодействия терроризму позволяет четко определить роль и место каждого его участника, в т.ч. и должностных лиц ГО и РСЧС.

Ряд слагаемых включает в себя и понятие «контртеррористическая операция». Закон определяет ее как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению теракта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий терактов.

Наряду с правовыми основами Закон устанавливает и организационные основы  противодействия терроризму. Так, Президент РФ определяет основные направления государственной политики в этой сфере, а также компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом. Правительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Как показывает практика  противодействия терроризму (и не только в России) особенно в ходе пресечения и раскрытия терактов, действий по минимизации  их последствий, почти всегда оказывается неизбежным принятие решений, связанных с определенными ограничениями и мерами не характерными для повседневной жизни. Поскольку такие меры и решения должны носить правовой характер, Закон предусматривает введение на период проведения контртеррористической операции «правового режима контртеррористической операции», при котором допускается применение ряда мер и временных ограничений, в их числе: проверка документов и  установление личности тех, у кого документы отсутствуют; удаление физических лиц и транспортных средств с отдельных участков местности и объектов; усиление охраны общественного порядка и особо важных объектов; ведение  контроля телефонных переговоров, приостановление деятельности опасных производств и организаций; приостановление  оказания услуг связи; временное отселение людей с территорий, где введен режим контртеррористической операции в безопасные районы; введение карантина и проведение карантинных мероприятий; ограничение движения транспортных средств и пешеходов; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию,  в жилые и иные помещения для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом; проведение досмотров людей и транспортных средств, прибывающих на территорию, где установлен правовой режим контртеррористической операции (покидающих ее); ограничение или запрещение продажи оружия, установление особого режима оборота лекарств, содержащих наркотические средства, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

Среди вопросов, связанных с противодействием терроризма, особый общественный резонанс вызывает возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта. В этой связи Закон предусматривает следующее:

  1. компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам за ущерб, причиненный терактом, осуществляется государством; компенсация морального вреда– за счет лиц, совершивших теракт;
  2. возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

 

(В январе  2007 года Правительством РФ принято Постановление №6 (12.01.2007г.) «Об утверждении правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом».)

И, наконец, поскольку одним из принципов противодействия терроризму является сотрудничество государства с гражданами, Закон предусматривает возможность вознаграждения за такое сотрудничество. «Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение».

 

Таковы некоторые основные положения Федерального Закона «О противодействии терроризму». В совокупности с положениями других нормативных правовых актов они создают  надежную основу для организации практических мер и мероприятий на всех этапах противодействия терроризму.

Второй учебный вопрос.  

 Государственное управление в области

противодействия терроризму. Участие должностных лиц ГО и РСЧС в выполнении мероприятий по минимизации и ликвидации последствий терактов.

 Вопросом вопросов, решение которых напрямую связано с успехом противодействия терроризму, во многом по-прежнему  остается совершенствование государственного управления в этой области. Новым этапом формирования государственной системы противодействия терроризму на этом направлении становится принятие ряда мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 15.02.2006г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями, введенными Указом Президента РФ от 2.08.2006г. №932 с.).

Указанными актами Президент постановил образовать Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах РФ, образовать в составе НАК Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах РФ.

Национальный антитеррористический комитет (его председателем по должности является директор ФСБ) является органом, обеспечивающим  координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.

Антитеррористические комиссии в субъектах РФ создаются  для координации деятельности территориальных  органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации или ликвидации последствий его проявлений.

Действующая антитеррористическая комиссия Кемеровской области образована Распоряжением Коллегии АКО от 31.03.2006г. №323-р (с изменениями, внесенными  Распоряжением Коллегии АКО от 29.05.2006г. №608-р). В ее составе —  Губернатор области (председатель),  его заместители, начальник  УФСБ России по Кемеровской области, председатель комитета по ЧС, начальник ГУВД области, начальник ГУ МЧС России по Кемеровской области, другие должностные лица.

Основными задачами Комиссии являются:

— координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Администрации области, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

— участие в реализации  государственной политики в области противодействия терроризму, подготовка предложений НАК по совершенствованию законодательства РФ в этой области;

— мониторинг процессов, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму;

— разработка мер по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий терактов, контроль  реализации этих мер;

— анализ эффективности работы  по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, подготовка решений по совершенствованию этой работы;

— координация деятельности рабочих органов (антитеррористических комиссий), созданных в муниципальных образованиях области;

— организация взаимодействия с общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму;

— подготовка предложений по социальной защите участников борьбы с терроризмом и привлекаемых к ней, по социальной реабилитации пострадавших от терактов.

Решением Коллегии АКО (№608-р от 29.05.2006г.) главам городов и районов области рекомендовано сохранить ранее созданные антитеррористические комиссии (хотя Указом Президента РФ это и не предусмотрено), внеся соответствующие изменения в их состав.

Антитеррористические комиссии (АТК) в городах (районах) являются органами, осуществляющими координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Руководителями АТК в городах (районах) по должности являются главы городов (районов). Задачи, решаемые указанными комиссиями,  по характеру адекватны задачам АТК области.

Федеральный оперативный штаб в составе НАК и оперативные штабы в субъектах РФ создаются для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями. В состав оперативного штаба в субъекта РФ по должностям входят

начальник территориального органа ФСБ (руководитель штаба),

начальник территориального органа МВД (заместитель руководителя),

начальник ГУ МЧС России по субъекту РФ,

представитель Вооруженных сил РФ,

начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте РФ,

заместитель высшего должностного лица субъекта РФ.

Указ Президента РФ устанавливает, что в случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по пресечению данного теракта до начала работы оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа ФСБ на данной территории, при отсутствии подразделения  — начальник соответствующего органа ВД РФ.

Таков общий характер и содержание мер, предложенных Президентом в сфере противодействия  терроризму. Структура и  должностной состав создаваемых в результате реализации Указа Президента РФ НАК и АТК всех уровней, обязательность исполнения решения, принятых Федеральным оперативным штабом, всеми  государственными органами, представленными в нем и в оперативных штабах субъектов, предполагают широкое привлечение к участию в противодействии терроризму должностных лиц (органов исполнительной власти субъектов, местного самоуправления, организаций), в чьи полномочия входит обеспечение безопасности населения, в т.ч. и должностных лиц ГО и РСЧС. Во-первых, в состав АТК  и оперативных штабов входят высшие должностные лица субъектов РФ (их заместители), первые руководители органов управления ГОЧС соответствующего уровня, обязанные  проводить в жизнь принимаемые решения через подчиненные структуры, и, во-вторых, поскольку в организациях отсутствуют штатные работники – организаторы антитеррористических мероприятий, в них эта работа, как правило, также поручается органам управления ГОЧС. Должностными лицами ГО и РСЧС, кроме названных, являются руководители организаций, лица, ответственные за организацию и проведение эвакуации персонала, руководители АСФ и СС и другие. Сфера деятельности  должностных лиц ГО и РСЧС в противодействии терроризму – минимизация и ликвидация последствий его проявлений.

Как и вся защита населения от угроз различного характера, деятельность по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма носит комплексный характер. В основу такой деятельности положено выполнение требований нормативно-правовых актов различных сфер (в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной и радиационной безопасности и др.), отраслевых требований федеральных органов исполнительной власти, требований органов власти субъектов и местного самоуправления, решений, принимаемых АТК по вопросам противодействия терроризму, и др.

Деятельность по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма включает в себя, во-первых, нейтрализацию воздействия идеологии терроризма на население (персонал организации), во-вторых, сведение к минимуму возможностей совершения теракта в конкретной организации, в-третьих, организацию заранее спланированных, наиболее целесообразных и эффективных действий в условиях совершенного теракта и при устранении его последствий. Эти задачи решаются проведением комплекса соответствующих мероприятий.

При проведении организационных  мероприятий особое внимание обращается на анализ возможных сценариев терактов, на выявление «критических» объектов, на определение круга лиц, ответственных за соблюдение пропускного режима, осмотры и обходы территории организации, на подбор (допуск) сотрудников в состав охраны, дежурных, уборщиков, ремонтников и т.д., на организацию проверки всего поступающего имущества (а в иных случаях – и корреспонденции) и изъятие вызвавшего подозрение (при обнаружении подозрительных предметов должны быть проинформированы органы ФСБ, МВД, МЧС, персонал удален на безопасное расстояние, при необходимости начата эвакуация людей), на организацию оперативной связи с органами ФСБ, МВД, МЧС. Организационные мероприятия включают также организацию обучения и информирование персонала по вопросам антитеррора, подготовку собственных сил и средств ликвидации последствий терактов и создание запасов материально-технических средств, планирование действий в различных вариантах развития событий и др.

Технические мероприятия  — важная (а порой и определяющая) составная часть мероприятий, сводящих  к минимуму возможность реализации теракта, так и снижающих тяжесть его последствий, повышающих эффективность действий в условиях его совершения. К ним относятся установка современных охранных систем, систем наблюдения и контроля, ауди – и видеозаписи; сооружение физических препятствий, исключающих, или затрудняющих свободный проезд (проход) на территорию организацию – шлагбаумов, «змеек», надолбов, «ежей», т.н. «лежачих полицейских» и т.п.; размещение контейнеров-мусоросборников  на максимальном удалении от зданий, автостоянок – не менее, чем в 100 м от мест массового пребывания людей, обеспечение свободного подъезда пожарных автомобилей к стенам здания, выходящим на улицу и др.

Объем и содержание каждого из названных мероприятий определяются конкретными условиями обстановки, характером деятельности и значимостью организации, степенью вероятности совершения на ее территории теракта и другими факторами. Вместе с тем некоторые мероприятия носят универсальный характер, и к их организации предъявляются единые требования. К таким мероприятиям относятся, прежде всего, организация обучения и информирования персонала и организация планирования его действий в условиях террористической опасности (угрозы опасности).

Обучение персонала  с целью минимизации последствий проявлений терроризма организуется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС и осуществляется путем изучения как специальных тем, так и смежных с ними, участия в учениях и тренировках, где отрабатываются действия при угрозе и совершении терактов, в др. обстоятельствах. Особенности содержания тем по антитеррору делают обязательным привлечение к проведению занятий по ним должностных лиц ГО и РСЧС, участвующих в организации противодействия терроризму. Наряду с обучением действиям в условиях угроз террористического характера распространению знаний в этой области должна способствовать и организация пропаганды. В последние годы это направление стало носить самостоятельный характер наряду с противопожарной пропагандой и пропагандой знаний в области ГО и защиты от ЧС, при этом широкое распространение на территориях и в организациях получили различные формы  наглядной пропаганды (стенды, плакаты и т.п.).

Стенд по противодействию терроризму может быть оформлен тематическими плакатами, издаваемыми централизованно или подобранными самостоятельно. При самостоятельном подборе материалов на стенде рекомендуется иметь планшеты, отражающие:

  • определение терроризма, сущность угроз, создаваемых им для государства и общества;
  • организацию противодействия терроризму на данном объекте;
  • номера телефонов, местонахождение должностных лиц, в чью компетенцию входит антитеррористическая деятельность;
  • положение Федерального закона о сотрудничестве государства с гражданами в противодействию терроризму;
  • целесообразные способы поведения, будучи взятым в заложники;
  • способы оказания помощи пострадавшим;
  • порядок оповещения об угрозе теракта и действия по оповещению;
  • действия персонала при обнаружении подозрительных предметов;
  • и др.

 

В соответствии  с принятым в РФ порядком организация информирования населения через СМИ о чрезвычайных ситуациях и пожарах является государственной функцией и осуществляется МЧС и его территориальными органами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, местного самоуправления и организации участвуют в исполнении этой функции в соответствии со своими полномочиями (подробно вопросы информирования населения рассматриваются в специальной теме Программы). Цель информирования при угрозе теракта (при теракте)  — ориентирование людей на разумные действия в условиях, характерных для теракта опасностей. Должностными лицами, ответственными за организацию информирования через СМИ являются, в частности, руководители постоянно действующих  органов управления РСЧС, оперативно-дежурных органов повседневного управления РСЧС. Как и при ЧС иного характера, организации обязаны предоставлять информацию в соответствующие органы, оповещать своих работников об угрозе опасности или о реализованной опасности. Оповещение персонала как форма информирования осуществляется передачей речевой информации о событии, характере угроз и рекомендуемых действиях. Информационные тексты могут разрабатываться и готовиться заранее, исходя из возможных вариантов развития событий, или в оперативном порядке. Для оповещения могут использоваться технологическая связь, громкоговорящая связь, носимые устройства громкоговорящей связи, передвижные средства информации.

В ходе ликвидации последствий терактов, представляющих опасность для населения, проживающего  или работающего на предприятиях в опасной зоне, информация об установленных границах зоны чрезвычайной ситуации и решениях по защите (о поведении) людей доводится незамедлительно.

Планирование мероприятий, связанных с противодействием терроризму, как известно не предусматривается  структурой и содержанием «Плана ГО» и «Плана действий…» и носит самостоятельный характер. Структура и содержание планирующих документов, как правило, определяются федеральными органами исполнительной власти, в чьем ведении находятся те или иные организации. В общем случае план как развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам, взаимоувязанный с общей целью перечень мероприятий, направленных на решение поставленных задач, должен отражать определенные последовательные действия, соответствующие определенному этапу складывающейся обстановки.

Так, план действий при угрозе теракта должен содержать:

  • организацию защиты персонала;
  • порядок изменения режима работы организации;
  • порядок проведения в готовность сил и средств для проведения АСДНР;
  • порядок привлечения дополнительных материальных ресурсов, размещенных в безопасном месте.

В плане действий при совершении теракта отражается:

  • порядок экстренного оповещения персонала и организации связи;
  • организация регулярного информирования персонала (с целью ориентирования на разумные действия);
  • порядок эвакуации;
  • организация жизнеобеспечения;
  • организация оказания экстренной медицинской помощи;
  • организация обеспечения безопасности людей и материальных ценностей;
  • организация борьбы с огнем и экстренного спасения людей;
  • организация химической защиты (при необходимости);
  • организация ремонта коммунальных систем;
  • организация анализа и оценки совершенного теракта (потери, результаты противодействия, выбор направлений ликвидации последствий и др.);
  • организация управления и контроля (руководству реализацией заложенных в план мероприятий).

В организациях рекомендуется иметь и планы действий конкретных должностных лиц ГО и РСЧС в наиболее распространенных ситуациях: при получении информации об угрозе взрыва, при обнаружении взрывоопасных или похожих на них предметов, при срабатывании взрывного устройства, при захвате заложников и т.п. Эти планы разрабатываются на основе рекомендаций органов, осуществляющих противодействия терроризму, соответствующего уровня.

Так, при получении информации об угрозе взрыва (о заложенном взрывном устройстве) рекомендуется:

  • принять меры к недопущению паники и распространения слухов;
  • по заранее определенному номеру телефона проинформировать дежурные службы органов управления ГОЧС (МВД);
  • в своей организации проинформировать только руководителя и начальника службы охраны;
  • организовать (до прибытия специалистов) осмотр всех помещений с участием и опросом их персонала;
  • нанести на план (схему) объекта места обнаружения подозрительных предметов;
  • прекратить все виды работ;
  • оценить обстановку и, при необходимости, эвакуировать персонал и автотранспорт за пределы опасной зоны.

При срабатывании взрывного устройства рекомендуется:

  • проинформировать оперативно-дежурные службы МЧС (МВД) территории;
  • выявить сложившуюся обстановку;
  • эвакуировать персонал организации;
  • оказать помощь пострадавшим;
  • организовать встречу пожарных, милиции, «скорой помощи»;
  • проинформировать родственников пострадавших о случившемся;
  • оказать помощь специалистам в проведении следственных действий.

При взятии работников организации в заложники рекомендуется:

 

  • проинформировать оперативно-дежурные службы МЧС (МВД) о случившемся;
  • эвакуировать незахваченных за пределы территории организации;
  • уточнить места нахождения террористов и заложников, требования террористов, состояние заложников;
  • организовать встречу оперативной группы, проинформировать ее руководителя об обстановки, передать план объекта с указанием мест нахождения террористов и заложников.

Для обеспечения организованных, грамотных и наиболее эффективных и безопасных действий рядовых граждан (работников организаций) им разрабатываются соответствующие памятки и инструкции. Они могут носить как общий характер (в связи с угрозой терроризма как таковой), так и содержать алгоритмы действий в различных конкретных ситуациях: при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный (взрывного устройства); с получением информации об угрозе теракта; при ранениях и нахождении в разрушенном здании; будучи взятым в заложники и др. Такие памятки (инструкции) могут размещаться на рабочих местах, в местах массового пребывания персонала или выдаваться на руки.

Разработка памяток организуется обычно органами управления ГОЧС. Закладываемые в памятки рекомендации и алгоритмы действий должны носить конкретный характер и соответствовать общему замыслу мероприятий и их  особенностям, отражаемым в планах противодействия терроризму территории, организации.

 Ликвидация последствий совершенного теракта (в организациях) в части, касающейся полномочий должностных лиц ГО и РСЧС, включает в себя проведение АСДНР в соответствии с планами противодействия терроризму – при наличии собственных сил и средств, рассчитанных на такие цели, — или участие такими силами и средствами в АСДНР, проводимых силами территории, организацию первоочередного жизнеобеспечения пострадавших, восстановление объектов, поврежденных и разрушенных в результате теракта. Социальная реабилитация пострадавших осуществляется с участием должностных лиц функциональной подсистемы «Социальная защита населения, пострадавшего от ЧС» (Минздравсоцразвитие России).

Таковы общие подходы и пути совершенствования управления в сфере противодействия терроризму, роль должностных лиц ГО и РСЧС в реализации антитеррористических мер. Активное участие указанных должностных лиц в претворении в жизнь вырабатываемых органами власти всех уровней, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами практических мероприятий по минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма является обязательным условием решения всего комплекса задач, связанных с защитой населения от этого вида угроз.